Лидерство: добро и зло
В мире есть два вида зла: одно ведет к превосходящему его благу, а второе – нет. Последнее можно назвать абсолютным злом, то есть злом, которое не приводит к какому-либо большему и невозможному без него благу.
А добро всегда одно – это благо созидания и радость.
Если мы рассмотрим метафорические пары – жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, то мы увидим, что в них есть полнота. Смерть – это не конец, а часть жизни. Темнота – это отсутствие света, а зло – это отсутствие добра. Применительно к лидеру-созидателю метафорической парой-антитезой будет антилидер-разрушитель.
Зло заложено в человеке как возможность. Зло – это неисполненность человека в высшем его предназначении. Это малая смерть.
И жизнь состоит в сотворении добра, не отдельно от зла, а вопреки ему! Это свободный выбор, который требует усилия. И каждый такой выбор – это поступок, восхождение лидера к высоте духа и глубине бытия, сумма которых и есть путь лидера. Личность формируется через опыт таких поступков. Это всегда выход в вертикаль, нравственное утверждение себя в акте созидания и добра.
Может ли лидер творить зло?
Лидер-созидатель может позволить только допущение зла в себе, но не само зло, как действие. Оно не может быть реализовано в его поступке. Поскольку будет означать моральную смерть лидера.
Лидер, как человек может испытывать раздражение и даже гнев. Но это контролируемое состояние. Если лидер проявляет агрессию вовне – это акт разрушения. В этот момент он перестаёт быть созидателем и перестаёт быть лидером.
Глубина лидера
И здесь есть еще одна важная категория – глубина! Чем больше лидер приходит к своей глубине, тем он обретает больший покой. Потому что все эмоциональные проявления и реакции – они на поверхности. «На глубине бытия зла нет» (Блаженный Августин).
И в своей предельной глубине лидер обретает предельный покой. Становится океаном, состояние которого не определяется ничем внешним. И в этом глубинном покое, есть огромная энергия, которая дарит лидеру мужество быть и силу исполниться в своем предназначении.
И даже перед лицом смерти ты остаёшься в этом глубинном покое, потому что знаешь, что ты, как океан, вечен!