Лидерство как поступок

Некоторое время назад, изучив многие модели лидерства, которые представлены в трудах и ученых мужей и, по выражению Роберта Хогана «бродячих певцов – всяких гуру и ex-CEO», мы задумались над тем, что же все-таки такое есть лидерство в сухом остатке? Что является главным, сущностным, без чего человек не может называться лидером? 

Где ядро лидерства? 

В своем выступлении на конференции «Темная сторона лидерства» Сергей Дерябин, Управляющий партнер “Humanitarian Management Technologies”, выступил оппонентом взгляда на лидерство, который предполагает его темную сторону, и сформулировал подход «Лидерство как поступок».

Описание изображения

Есть люди, которые ничем в жизни не выделялись. Ни великим потенциалом, ни головокружительной карьерой, ни большими деньгами или яркими лидерскими качествами. При этом, в один момент, совершали поступок и становились героями – примером для огромного количества людей, даря им модель поведения и подражания. 

Один из них, живая легенда - Шаварш Карапетян. До 16 сентября 1976 года, пожалуй, никто бы и не подумал назвать его лидером. Он был скорее талантливым спортсменом-одиночкой, уже заслужившим множество самых высоких наград, а совершив поступок, который оказался подвигом спасения людей, в одночасье стал примером для миллионов и вдохновил тысячи последователей.

«В тот момент никто из очевидцев не мог сделать того, что мог сделать я. Вся моя спортивная подготовка соответствовала этому мгновению и ждать было нечего», сказал он некоторое время спустя после того, как спас из ледяной воды 20 человек.

А есть люди, которые, обладая множеством диагностированных «лидерских» качеств и «потенциалом» (интеллектом, амбициями, ориентацией на развитие и результат, умением принимать «правильные» решения, etc), сдавались, шли на компромисс со своей совестью, унижали себя адаптацией к обстоятельствам, разрушая тем самым себя как лидеры. Теряли лицо при первой же серьезной угрозе своему привычному, благополучному существованию, не говоря уже об угрозе жизни. И таких случаев вы можете увидеть множество, в том числе в бизнесе, в период кризиса, серьезных организационных изменений, банкротства компаний, etc.

В своем романе «Белые одежды» Владимир Дудинцев устами одного из героев говорит замечательную фразу: «Ты можешь прожить долгую жизнь, и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты — подлец или герой. А все потому, что твоя жизнь так складывается — не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода — вперед или назад».

Мы не можем предсказать, как человек поведет себя в критической ситуации или в ситуации сложного морального выбора… Сначала мы делаем выбор, а потом становимся тем, что мы выбрали. И это никак не коррелирует с тем, кем мы были раньше. Как сказал Кьеркегор: «Мы выбираем из самого себя».

Из множества характеристик лидерства, на наш взгляд, можно выделить три основные, которые являются ядром лидерства: 

1. Осознанность 

2. Действие

3. Ответственность (прежде всего личная, моральная, «причинная»). Понимаемая как способность быть причиной того, что происходит с тобой в жизни. Способность порождать следствия.

Описание изображения

1+2+3= Поступок 

Лидер = Личность = Поступок

Лидера вне поступка не существует! 

При этом, обратное равенство, когда личность = лидер, далеко не всегда верно (см.рисунок).

Поступок - это осознанное действие личности. Ответ человека на стечение обстоятельств, внешний вызов, на который невозможно не ответить, в сочетании с внутренней готовностью принять ответственность за свой выбор и его последствия. Это момент проявления и становления личности.

При этом, совесть и нравственные ценности добра являются сущностными в поступке лидера! Совесть здесь ключевое понятие, она представляет собой своеобразное усилие личности, направленное на осознание истины в сфере нравственных ценностей. В совести заключается ответственность лидера и вообще человека перед самим собой.

Ярчайший, известный всем, исторический пример поступка - смерть Сократа… 

Добро и созидание всегда держатся только личным усилием и не существуют сами по себе, они только в Поступке, в осознанном действии. 

Зло не требует осознавания, оно может быть «на автомате» – без всяких усилий. 

Моральное зло, скорее, является признаком неисполнения личностью себя. Самореализация лидера возможна только в добре и созидании, тогда как самореализация в зле, наоборот, является нереализованностью. 

Это лишь компенсаторная реакция невозможности проявления себя в акте добра!

При этом, нужно отличать темную сторону личности и темную сторону лидерства. Первая может существовать, вторая нет. Подобно тому, как противоположностью жизни является не смерть, поскольку она часть жизни, а «нежизнь» или «сон в бытии», так и лидерство не имеет темной стороны, а имеет лишь свою противоположность – «антилидерство». Как неспособность к созидательному поступку и совершению усилия в акте добра. 

Лидеры - разрушители, в нашем понимании, не являются лидерами по своей сути, т.к. действуют за гранью осознавания и различения зла. Либо, творя осознанное зло, перестают быть лидерами. А последователи идут за такими «лидерами» тоже вне осознанности, «во сне», не будучи способными проявиться и предъявить себя миру в бессилии и дезинтеграции собственной личности.

Поэтому у истинного лидерства просто нет «темной стороны». Лидеры живут на светлой стороне. Лидер не может себе позволить осознанное зло, он может лишь позволить допущение зла в себе, но не само зло. А на высоте духа настоящего лидера - зла просто нет. Лидерство – это всегда про созидание. А лидер - это «безусловный человек», который ни при каких условиях не отречется от своей человечности. 

Лидер реализует, определяет себя и познается через поступок. И поступок – это главный ключ к пониманию того, какой действительностью является лидер. 

С нашей точки зрения, лидерство - это не процесс, не поступательное горизонтальное движение вперед во времени. 

Лидерство как поступок - это вообще другая плоскость и другое измерение. Это каждый раз однократный вертикальный срез движения к высоте духа - усилие в акте созидания и добра, совокупность которых и есть полноценная жизнь! 

В тексте использованы идеи Михаила Бахтина, Кароля Войтылы, Мераба Мамардашвили, а также Дмитрия Леонтьева и других представителей экзистенциальной школы психологии.