Гендиректор говорит, что знает в чем главная проблема – «мотивации не хватает»! Но это лишь часть правды. Более сложный вопрос – что демотивирует команду?
А команда, в свою очередь, не понимает откуда проблемы - почему мы не делаем то, что решили и хотели сделать? Или почему мы не делаем так, как надо? Но самое интересное – и лидер, и команда не готовы увидеть, что у них «лось на столе» и открыто обсуждать то, что происходит в отношениях.
Примеры, как вы понимаете, можно продолжать...
Харизма руководителя. Что происходит не в первом слое?
В первом кейсе Президент, будучи назначенным на должность по иным основаниям, не связанным с задачей роста эффективности бизнеса (и так все неплохо, заказы от государства есть и их хватит надолго), чувствует свою некомпетентность в предметной области, неуверенность и подменяет ее резонерством. А также игрой в демократию и командные решения с перекладыванием ответственности на своих подчиненных. Харизма, интеллект и эрудиция не спасают. Не видит будущее сам и, соответственно, не может его предложить другим. Ждет предложений. А подчиненные переругались в борьбе за влияние и доступ к телу, в доказательствах ценности именно своего видения и попытках донести его «правильность» до первого лица.
Во втором кейсе – Генеральный директор, получив в наследство от собственника-руководителя компанию, оказался не готов к роли первого лица. Тот авторитет и харизма, которые его выделяли на уровне первого зама, когда он светил отраженным светом лидера и чувствовал себя очень комфортно, в первой роли перестали работать. Уже недостаточно быть профессионалом своего дела и уметь продавать. Нужно еще управлять интересами, отношениями, борьбой идей и конфликтами в своей топ-команде. А он мизантроп, который далек от людей и который не видит проблем командных отношений, и тем более на знает, как их решать.
Таким образом, руководитель может быть очень харизматичным человеком, в основе харизмы которого лежит интеллект, профессиональная экспертиза или какие-то личные качества. Но этого уже недостаточно. Харизматик может поднять людей и даже повести их за собой, но в отсутствии видения не сможет привести их к цели. Или у него есть представление о будущем, о развитии бизнеса, есть экспертиза, но он не видит людей, не понимает их, не доверяет им и не может на них опереться. В результате чего остается один на вершине и постепенно теряет свой авторитет.
Последние 100 лет развития лидерства были, по сути, историей личности одного человека.